Категории

Рекомендации для работодателей, разрабатывающих и (или) имеющих коллективные договоры в организации

При разработке коллективного договора и (или) Правил внутреннего трудового распорядка:

в разделе, в котором перечисляются документы, предъявляемые при заключении трудового договора при поступлении на работу, рекомендуется не перечислять весь перечень документов, а ограничиться ссылкой на статью  65 Трудового кодекса Российской Федерации (с учетом новых правил ведения трудовых книжек и сведений о трудовой деятельности в электронном виде, внесенных Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ);

в разделе, в котором определен порядок оформления прекращения трудового договора, рекомендуется ограничиться ссылкой на статью 84.1. Трудового кодекса Российской Федерации (с учетом новых правил ведения трудовых книжек и сведений о трудовой деятельности в электронном виде, внесенных Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

С 1 января 2014 года Федеральными законами от 28.12.2013 № 426-ФЗ  «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вместо процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда установлена единая и обязательная для всех работодателей процедура специальной оценки условий труда.

В соответствии с областным трёхсторонним (региональным) соглашением между Правительством Ростовской Области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской Области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020 - 2022 годы в разделе «Охрана труда» должно быть указано: «В целях профилактики ВИЧ/СПИДа среди работников учреждения и сокращения негативных последствий распространения эпидемии для социального и экономического развития не реже 1 раза в год при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте проводить обучение и проверку знаний с использованием компьютерного информационного Модуля «Оценка уровня знаний и поведенческого риска в отношении инфицирования ВИЧ».

При определении срока хранения личных дел указывать формулировку «личные дела работников хранятся 75 лет», а не до достижения работником 75 лет.

Для организаций  внебюджетного сектора экономики:

Рекомендуем в разделе оплата труда включить пункты 2.4.1.-2.4.3. Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской Области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы.

Работодатели: 2.4.1. Устанавливают  в  коллективных  договорах,  локальных нормативных актах работникам организаций внебюджетного сектора экономики,  индивидуальных  предпринимателей  тарифную  ставку первого разряда (минимальный оклад) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже размера, установленного областными, федеральными отраслевыми соглашениями.

2.4.2. При установлении доплаты до минимального размера оплаты труда в состав заработной платы не включают: 

доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания,  увеличение  объема  работ,  определенные  как дополнительная работа, не предусмотренная трудовым договором; 

выплаты  компенсационного  характера  работникам,  занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаемые в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  07.10.1993  №  1004 «Об установлении  для  работников  предприятий,  учреждений и организаций отдельных районов Ростовской области коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности»; 

повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

2.4.3. Устанавливают  работникам  организаций  внебюджетного сектора экономики, индивидуальных предпринимателей, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), минимальную заработную плату в размере не ниже 1,2 минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее часто встречающиеся нарушения трудового законодательства

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации, в коллективном договоре должны устанавливаться конкретные даты выплаты заработной платы. Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работника заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

При установлении доплаты до минимального размера оплаты труда в состав заработной платы не включают:

доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, определенные как дополнительная работа, не предусмотренная трудовым договором;

выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаемые в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1993 № 1004 «Об установлении для работников предприятий, учреждений и организаций отдельных районов Ростовской области коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности»;

повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Доплата до минимального размера оплаты труда начисляется работнику  по основному месту работы и работе, осуществляемой по совместительству, и выплачивается вместе с заработной платой за истекший календарный месяц.

Согласно статье 142 Трудового кодекса Российской Федерации за работником на период приостановления работы в связи с задержкой выплаты ему заработной платы на срок более 15 дней сохраняется средний заработок.

Обратить внимание на изменения пенсионного законодательства и определение понятия «предпенсионного возраста». В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 352-ФЗ под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости.

Согласно статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет  7 календарных дней.

Согласно статье 263.1. Трудового кодекса Российской Федерации женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

В соответствии со статьей 602  Трудового кодекса РФ для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. 

В соответствии со статьей 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

В соответствии со статьей 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса РФ график отпусков утверждается работодателем не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года.

В соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса РФ, при поступлении на работу, связанную с трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних требуется предоставление справки об отсутствии судимости.

При подготовке коллективного договора руководствоваться только действующими нормативными правовыми актами. Исключить ссылки на нормативные акты, которые утратили силу.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", разъясняет следующее.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок). Пунктом 3.1 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3 Порядка).

Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком. При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Одновременно информируем о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6 Порядка обучения.

При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний "внеочередная".

Дополнительно разъясняем, что на основании пункта 3.8 Порядка обучения правая сторона удостоверения "Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда" предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с вышеизложенным рекомендуем сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения "Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда".

При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 7, 21 - 23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Положение о муниципальном конкурсе «Коллективный договор – основа эффективности производства и защиты социально-трудовых прав работников»

Положение о муниципальном конкурсе «Коллективный договор – основа эффективности производства и защиты социально-трудовых прав работников». Скачать (формат - .doc)

Уважаемые руководители предприятий Цимлянского района!

С 14 мая по 15 июня 2021 года проводится муниципальный конкурс «Коллективный договор - основа эффективности производства и защиты социально- трудовых прав работников».

Конкурс проводится по следующим номинациям:

-лучший коллективный договор;

-оплата труда и социальные выплаты;

-охрана и условия труда;

-развитие трудовых ресурсов и кадрового потенциала.

В конкурсе могут принимать участие организации:

  • находящиеся, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на
  • территории Цимлянского района;
  • имеющие положительную динамику основных показателей деятельности;
  • не имеющие задолженности по заработной плате, а также текущим платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на дату, предшествующую дате подачи заявки на участие в конкурсе не более чем на месяц, за исключением задолженности, возникшей в результате округления сумм при исчислении налогов налоговым органом;
  • не имеющие случаи тяжелого, смертельного и группового травматизма не менее чем за два года до подачи заявки на участие в Конкурсе.

 Участие организаций в муниципальном конкурсе осуществляется на основе самовыдвижения, либо по представлению территориальных (отраслевых) объединений работодателей, либо по представлению территориальных (отраслевых) объединений организаций профсоюзов при условии соответствия критериям допуска, установленных настоящим Положением.

Участники подают в конкурсную комиссию следующие документы:

  • заявку на участие в Конкурсе (далее - заявка) по форме согласно
  • приложению № 1 с указанием номинации;
  • информационную карту по форме согласно приложению № 2;
  • показатели деятельности организации согласно приложению № 3;
  • пояснительную записку к выбранной номинации в произвольной форме;
  • справки налогового органа по месту регистрации организации об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и справки об отсутствии задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды на последнюю отчетную дату (при наличии задолженности представляются соответствующие документы об ее реструктуризации);
  • копию коллективного договора; копии протоколов подведения итогов выполнения коллективного договора (для иного представительного органа работников к коллективному договору прилагаются копии протокола общего собрания (конференции) об его избрании, что подтверждает его правомочность);
  • иные документы и материалы по усмотрению участника конкурса с учетом перспективных направлений деятельности, необходимые для оценки по выбранным номинациям.

Все документы заверяются подписью руководителя, а также печатью организации - заявителя.

Если заявка подается от имени основного общества, представляющего в конкурсе ряд дочерних обществ, то также необходимо подтвердить, что все дочерние общества не являются банкротами, не находятся в состоянии ликвидации, не наложен арест на имущество, не имеют задолженности по заработной плате и социальным выплатам за отчетный год.

Документы на участие в конкурсе направляются в территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений муниципального образования «Цимлянский район».

За справками обращаться в отдел экономического прогнозирования и закупок Администрации Цимлянского района тел. 2-43-44 Бушуев А. В.

Приложение. Скачать (формат - .doc)