Права граждан в сфере охраны здоровья.
- Подробности
- Опубликовано: 04.09.2019 15:51
- Просмотров: 253
В области охраны здоровья можно выделить две группы прав – социальные и индивидуальные. Социальные права в данной области связаны с социальными обязательствами, возложенными на правительство, общественные или частные организации по обеспечению всего населения медицинской помощью на должном уровне. Под индивидуальными подразумевают такие права, которые неотделимы от личности пациента. На сегодняшний день международная практика выработала оптимальный объем индивидуальных прав пациента, основными из которых являются:
– право на уважительное, гуманное отношение к личности при оказании медицинской помощи; Уважительное отношение к пациенту подразумевает наличие со стороны медицинского и обслуживающего персонала действий, интеллектуальных оценок и эмоциональных реакций, в основе которых лежит осознание важности и сложности для конкретного человека (его семьи и общества в целом) произошедшего – того, что заставило его обратиться за помощью. Уважительное отношение к пациенту – часть профессиональных обязанностей того человека, который выполняет служебные обязанности в медучреждении.
Гуманное отношение подразумевает, что каждый медицинский работник должен исходить из того, что пациент — это неповторимая, индивидуальная судьба, человеческая личность, переживающая и страдающая, – не просто организм, а наиболее совершенное творение мыслящей Природы.
– право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, возможном риске, возможных последствиях отказа от лечения. Получение в доступной форме полноценной и подробной информации от врача «…о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения».
– право на осознанное согласие и информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства. Согласие пациента должно быть не только необходимым, предварительным, информированным, но и добровольным. Принятие того или иного решения в сфере здоровья конкретного человека может существенно изменить его жизнь, личную судьбу, будущее его семьи. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником
– право на конфиденциальность при обращении за медицинской помощью. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.
- право выбора и замены врача и лечебного учреждения. Существование права выбора в любой сфере услуг является наиболее эффективным стимулом для роста их качества. Наличие у потребителей возможности выбирать формирует конкуренцию производителей.
У пациентов существует законодательно закрепленная возможность выбора среди поставщиков медицинских услуг - лечащих врачей, семейных врачей, поликлиник, стационаров. Чтобы сделать выбор, пациенту нужна информация об их деятельности.
- право на качественную медицинскую помощь, соответствующую состоянию здоровья пациента
Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения.
В условиях рынка качество оказываемых медицинских услуг приобретает особое значение и зависит от четырех аспектов:
• применяемых технологий;
• оснащенности рабочих мест;
• уровня подготовленности врачей;
• профессиональной подготовки специалиста.
При оценке качества медицинских услуг следует учитывать положение, содержащееся в п.4 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» согласно которому в случаях, если исполнитель услуг уведомлен потребителем о цели соответствующей услуги, то их качество должно соответствовать этой цели.
- право на облегчение страданий и достойную смерть законодательство обязывает медработников облегчить боль в любом случае, и отказ от таких действий сегодня является наказуемым правонарушением, расцениваемым как профессиональная небрежность.