banner pos-business

Права граждан в сфере охраны здоровья.

В области охраны здоровья можно выделить две группы прав – социальные и индивидуальные. Социальные права в данной области связаны с со­циальными обязательствами, возложенными на правитель­ство, общественные или частные организации по обеспечению всего населения медицинской помощью на долж­ном уровне. Под индивидуальными подразумевают такие права, которые неотделимы от личности пациента. На сегодняш­ний день международная практика выработала оптималь­ный объем индивидуальных прав пациента, основными из которых являются:

– право на уважительное, гуманное отношение к личности при оказании медицинской помощи; Уважительное отношение к пациенту подразуме­вает наличие со стороны медицинского и обслуживающе­го персонала действий, интеллектуальных оценок и эмо­циональных реакций, в основе которых лежит осознание важности и сложности для конкретного человека (его семьи и общества в целом) произошедшего – того, что заставило его обратиться за помощью. Уважительное отношение к пациенту – часть про­фессиональных обязанностей того человека, который вы­полняет служебные обязанности в медучреждении.

Гуманное отношение подразумевает, что каждый медицинский работник должен исходить из того, что па­циент — это неповторимая, индивидуальная судьба, чело­веческая личность, переживающая и страдающая, – не просто организм, а наиболее совершенное творение мыс­лящей Природы.

– право на исчерпывающую информацию о состоя­нии своего здоровья, возможном риске, возможных по­следствиях отказа от лечения. Получение в доступной форме полноценной и подроб­ной информации от врача «…о состоянии своего здоро­вья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах ле­чения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и ре­зультатах проведенного лечения».

– право на осознанное согласие и информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства. Согласие пациента должно быть не только необхо­димым, предварительным, информированным, но и добро­вольным. Принятие того или иного решения в сфере здо­ровья конкретного человека может существенно изме­нить его жизнь, личную судьбу, будущее его семьи. При отказе от медицинского вмешательства граж­данину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные послед­ствия. Отказ от медицинского вмешательства с указани­ем возможных последствий оформляется записью в меди­цинской документации и подписывается гражданином ли­бо его законным представителем, а также медицинским работником

– право на конфиденциальность при обращении за медицинской помощью. Информация о факте обращения за медицинской по­мощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его за­болевания и иные сведения, полученные при его обследова­нии и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциально­сти передаваемых им сведений. Не допускается разглаше­ние сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

-  право выбора и замены врача и лечебного учреж­дения. Существование права выбора в любой сфере услуг яв­ляется наиболее эффективным стимулом для роста их качества. Наличие у потребителей возможности выби­рать формирует конкуренцию производителей.

У пациентов существует законодательно закреплен­ная возможность выбора среди поставщиков медицинских услуг - лечащих врачей, семейных врачей, поликлиник, ста­ционаров. Чтобы сделать выбор, пациенту нужна инфор­мация об их деятельности.

-  право на качественную медицинскую помощь, со­ответствующую состоянию здоровья пациента

Качество медицинской помощи определяется сово­купностью признаков медицинских технологий, правильно­стью их выполнения и результатами их проведения.

В условиях рынка качество оказываемых медицин­ских услуг приобретает особое значение и зависит от че­тырех аспектов:

•    применяемых технологий;

•    оснащенности рабочих мест;

•    уровня подготовленности врачей;

•    профессиональной подготовки специалиста.

При оценке качества медицинских услуг следует учитывать положение, содержащееся в п.4 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» согласно которому в случаях, если исполнитель услуг уведомлен потребите­лем о цели соответствующей услуги, то их качество должно соответствовать этой цели.

- право на облегчение страданий и достойную смерть законодательство обязывает медработников об­легчить боль в любом случае, и отказ от таких действий сегодня является наказуемым правонарушением, расцени­ваемым как профессиональная небрежность.