Кто защищает права пациента?

Контроль над организацией и качеством выполне­ния платных медицинских услуг населению, а также пра­вильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организа­ции, на которые в соответствии с законами и иными пра­вовыми актами Российской Федерации возложена провер­ка деятельности медицинских учреждений. Права пациента могут быть защищены как в суде, так и вне суда. К основным органам и организациям государ­ственного сектора досудебного уровня защиты прав паци­ента в Российской Федерации относятся:

– органы законодательной и исполнительной власти;

– органы управления здравоохранением;

– администрации лечебно-профилактических учреж­дений;

– территориальные фонды обязательного медицин­ского страхования;

– страховые медицинские организации;

– межведомственные комиссии;

– отделение по вопросам охраны здоровья и защиты прав пациента при Уполномоченном по правам человека в РФ.

Легитимными общественными структурами, которые защищают права пациента, являются в РФ следующие:

– общественные объединения по защите прав пациен­та;

– общества защиты прав потребителей;

– профессиональные медицинские и фармацевтиче­ские организации и их ассоциации;

– третейские суды;

– попечительские советы;

– общественные движения по защите прав граждан на охрану здоровья и др.

Если юридическая регламентация прав на качествен­ную медицинскую помощь систематизирована в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, то право на качественные медицинские услуги гарантируется

Законом Российской Федерации «О защите прав потре­бителей» (в ред. от 17.12.1999 № 212-ФЗ, глава III). азумеется, конечной инстанцией в любом случае нарушения прав граждан в сфере медицинского обслужи­вания является суд.  первой такой инстанцией является ЛПУ, вернее, администрация ЛПУ. Сам же пациент предъявляет свои претензии прежде всего врачу, поскольку находится в не­посредственном контакте с ним. Кроме того, существуют такие субъекты защиты прав пациента, как органы соци­альной защиты, страховые компании и фонды, медицин­ские ассоциации и органы здравоохранения муниципаль­ного подчинения. Права пациента как клиента защищают только комитеты по защите прав потребителей. В послед­ние годы в лечебных учреждениях стали создаваться эти­ческие комитеты.

! Основным защитником прав пациента всегда выступает сам пациент. Без его заявления или жалобы (или его законных представителей в случае недееспособ­ности) не может быть рассмотрено ни одно дело по нару­шению прав пациента как официальными органами, так и общественными организациями.