banner pos-business

Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы

Работа с неблагополучными семьями, выявление и предупреждение факторов риска, связанных с низкой социальной активностью и педагогической компетентностью родителей и лиц, их замещающих, в вопросах воспитания детей, формирования в семье гармоничных детско-родительских отношений - одна из важных задач членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Цимлянского района.

Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего у детей формируется девиантное поведение, и они становятся «трудными».

В неблагополучных семьях отмечаются нарушения в поведении и состоянии детей:

  • агрессивность;
  • хулиганство;
  • бродяжничество;
  • вымогательство;
  • кражи;
  • неадекватная реакция на замечания взрослых;
  • аморальные формы поведения;
  • низкая успеваемость, уклонение от учебы;
  • отсутствие навыков личной гигиены;
  • надоедание;
  • неврастения;
  • неуравновешенность психики;
  • тревожность;
  • болезни;
  • подростковый алкоголизм.

Наблюдаются также нарушения коммуникации:

  • проявление агрессии по отношению к сверстникам;
  • конфликтность;
  • использование ненормативной лексики;
  • нарушение социальных связей с родственниками.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, виды неблагополучных семей условно разделяют на две группы. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные семьи). В эту группу входят семьи с нарушенными детско-родительскими отношениями. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не непосредственно через образцы аморального поведения родителей (как это происходит, например, в «алкогольных» семьях), а косвенно, вследствие хронических осложненных и фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения.

Вторую группу представляют внешне благополучные, респектабельные семьи, социальный статус, материальный достаток и образ жизни которых не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей в таких семьях резко расходятся с принятыми в обществе моральными ценностями, что не может не сказаться негативно на нравственном облике воспитывающихся в них детей. Отличительной особенностью подобных семей является то, что взаимоотношения их членов производят на окружающих благоприятное впечатление и негативные последствия неправильного воспитания в них детей ярко не проявляются, со стороны не всегда заметны, однако неблагоприятная обстановка в таких семьях оказывает на личностное формирование воспитывающихся в них детей деструктивное влияние.

Стили неправильного семейного воспитания детей бывают разные. Например, есть семьи, где родители требуют от ребенка, чтобы он всегда был успешным, во всем, чем занимается, добивался высоких результатов. Они сосредоточены исключительно на этом, формируя тем самым у ребенка боязнь потерпеть неудачу. Ребенок чувствует, что его добрые отношения, положительные связи с родителями зависят от его успехов, и боится, что его будут любить лишь до тех пор, пока он все делает хорошо. Ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения в связи с ожиданием от родителей вопроса, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и др.) дела. Он заранее уверен, что его ждут упреки, назидания, а то и серьезные
наказания, если ему не удастся выполнить поставленные перед ним родителями задачи.

Важно понимать, что и семейное благополучие - явление не постоянное. Оно может исчезнуть в связи с какими-то неблагоприятными событиями, обстоятельствами. Ведь в любой момент жизнь семьи может круто измениться не в лучшую сторону, и нередко случается так, что вполне благополучные семьи переходят в категорию неблагополучных. Такие процессы надо тщательно отслеживать и своевременно принимать меры по предупреждению развития в семьях трудной жизненной ситуации и социально опасного положения. Собственно говоря, именно с этой целью и проводится работа по профилактике семейного неблагополучия.

Надо понимать и то, что наличие в семье неблагополучия, того или иного фактора социального риска для формирования у ребенка отклоняющегося поведения вовсе не означает, что девиации в поведении ребенка обязательно появятся. Семейное неблагополучие и факторы риска для ребенка лишь указывают на большую вероятность возникновения в поведении несовершеннолетнего тех или иных отклонений.

Если при посещении семьи по месту жительства специалист убеждается, что ребенок проживает в неблагоприятных для него условиях, то возникает необходимость провести с родителями ребенка соответствующую разъяснительную работу. Родители должны проникнуться пониманием своей ответственности за надлежащее содержание и воспитание ребенка. В случае если родители продолжают игнорировать насущные потребности ребенка и не принимают меры по улучшению ситуации в семье, обстановка в ней продолжает оставаться неблагоприятной, травмирующей ребенка, представляющей опасность для его здоровья и жизни, то ребенка необходимо из семьи изъять и поместить в социальное учреждение (реабилитационный центр, интернат). Если на фоне семейных конфликтов у ребенка появились психические расстройства, то ему бывает необходима квалифицированная помощь детского врача психиатра.

Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке специалистов разного профиля - медицинских и социальных работников, педагогов и юристов. Только общими усилиями институтов государства и общества, занимающихся проблемами семьи и детства, можно эффективно решать задачи профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства.

Факторы социального риска, позволяющие определить семейное неблагополучие в семье:

  • социально-экономические(низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • медико-социальные(инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • социально-демографические(неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
  • социально-психологические(семьи с эмоционально конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • психолого-педагогические(семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • криминальные(алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).