Часто задаваемые вопросы

В чем главные отличия нового закона 442-ФЗ от предыдущего №195-ФЗ, принятого в 1995-м году?

Можно выделить три основных принципа нового порядка предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам: это доступность социальных услуг, жесткие требования к их поставщикам (максимальная приближенность к получателю, обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами) и пребывание граждан в привычной среде (то есть оказание услуг по возможности дома, а не в социальном учреждении). Кроме того, согласно новому закону, для каждого получателя услуг будет разрабатываться индивидуальная программа, в которой будут четко оговариваться виды, объемы, сроки оказания услуг и другие детали. Новшеством также является то, что впервые к социальному обслуживанию будут допущены негосударственные организации и индивидуальные предприниматели. Более того, потенциальный получатель услуг сам будет выбирать, кто именно окажет ему помощь. Реестр поставщиков будет находиться в открытом доступе с самой подробной информацией о каждом.


Кто будет иметь право на получение социальных услуг?

В Законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан. То есть число граждан, имеющих право на получение бесплатной социальной услуги, возросло.

Что является основанием для предоставления социального обслуживания гражданам?

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания поданное в письменной или электронной форме либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в учреждение социального обслуживания населения либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Что такое индивидуальная программа?

Индивидуальная программа  предоставления социальных услуг является документом, в котором указана форма социального облуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.


Могут ли граждане участвовать в контроле за организациями социального обслуживания населения?

Да, общественный контроль в сфере социального облуживания населения будет осуществляться гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей.