Обзор типовых нарушений, выявленных при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия коррупции в органах местного самоуправления за 2022 - 2023 годы

Управлением по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области (далее – Управление) проведен анализ актов прокурорского реагирования о нарушении законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, поступивших в органы местного самоуправления в 2022 - 2023 годах.

При проведении данного анализа Управлением рассмотрены и обобщены данные, представленные в соответствии с письмом от 01.09.2016 № 1.7/833. Вместе с тем в ряде случаев копии представлений прокуратуры или информация о мерах, принятых по результатам их рассмотрения не были представлены.

Основной объем выявленных прокуратурой нарушений касается недостоверности и неполноты сведений, представляемых муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, в рамках декларационной кампании.

Традиционно наиболее часто прокуратурой выявлялись нарушения, связанные с отсутствием указания: счетов в банках; полученного дохода (например, выплачиваемого в связи с временной нетрудоспособностью, полученного при работе по совместительству, оказании оплаченных услуг, сдаче имущества в аренду и т.д.); имущества (в собственности и пользовании).

Значительная часть представлений прокуратуры рассмотрены на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия) без принятия решения о проведении проверки в соответствии с Порядком проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими указанные должности, и соблюдения лицами, замещающими указанные должности, требований к служебному поведению, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 03.08.2016 № 551 (далее – Порядок).

Вместе с тем представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами и их должностными лицами достаточная информация является основанием для проведения соответствующей проверки. А основанием для проведения заседания комиссии может в дальнейшем являться представление руководителем органа местного самоуправления материалов проверки, проведенной в соответствии с Порядком.

При осуществлении надзора внимание прокуроров направлено также на принятие должностными лицами мер по урегулированию конфликта интересов.

Характерным нарушением в указанной сфере является нахождение в непосредственном подчинении руководителей муниципальных учреждений их близких родственников, непринятие ими мер по направлению работодателю соответствующего уведомления и урегулированию возникшего или возможного конфликта интересов.

Регулярно выявлялись расцениваемые прокурорами в качестве содержащих признаки конфликта интереса ситуации, когда директор муниципального учреждения, назначенный на указанную должность главой местной администрации, одновременно является председателем собрания депутатов – главой муниципального образования (депутатом соответствующего собрания депутатов).

Прокурорами отмечается наличие проблемных вопросов при осуществлении мероприятий по реализации положений Федерального закона от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Так, обращается внимание на отсутствие функциональных обязанностей по анализу сведений о расходах у сотрудников подразделений по профилактике коррупционных правонарушений (соответствующих должностных лиц), а также отсутствие фактов самостоятельного выявления органами местного самоуправления оснований для инициации осуществления контроля за расходами.

Как и ранее устанавливались факты наличия признаков нарушения главами местных администраций, запрета на участие в органах управления коммерческой организации, осуществлением предпринимательской деятельности.

По-прежнему выявлялось значительное количество фактов несоответствия муниципальных правовых актов федеральному и областному законодательству.

Устанавливались недостатки при ведении официальных сайтов муниципальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно, нарушения требований к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, которые утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.10.2013 № 530н.

Так, отдельными районами не велась работа по актуализации подразделов, посвященных противодействию коррупции, а также не публиковались сведения о проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Обращаем внимание, что в случае нарушения порядка ведения официальных сайтов должностные лица органов местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 13.27 КоАП РФ.

Новое на сайте